Выборы парламента Киргизии принесли сенсацию. Партии победителей апрельской революции в целом проиграли. Напротив, бенефициариями избирательной кампании оказались те, кто ассоциируется с «бывшими», либо оставались незаметными во время бурных событий весны-лета.
Итак, победителем стала партия «Ата-Журт» — 8,63 %, 28 мандатов. За ней идут СДПК — 8,08 %, 27 мандатов, «Ар-Намыс» — 7,4 %, 23 мандата, «Республика» — 7,08 %, 22 мандата, «Ата-Мекен» — 5,81 %, 20 мандатов. Все цифры приблизительные и могут немного измениться в ту или иную сторону. Примечательно, что никто не набрал и десяти процентов. Все партии идут с минимальным отрывом друг от друга.
«Ата-Журт» — партия «бывших», ее опора — Юг республики, где сильны пробакиевские настроения. Конечно, напрямую команда Бакиева в избирательные списки «Ата-Журт» не вошла. Но возьмем первые пять мест. Заглавным номером идет Мыктыбек Абдылдаев, бывший генеральный прокурор при Акаеве и руководитель администрации президента при Бакиеве. Вторым — Камчыбек Ташиев, глава МЧС тогда же, ставший известным благодаря фразе: «Если русские, узбеки или турки скажут, что они наравне с киргизами или выше их, — государство развалится». Третьим — Ахматбек Келдибеков, экс-председатель государственной налоговой службы, двоюродный брат Марата Султанова, министра финансов при Бакиеве. Пятым — Нариман Тюлев, мэр столицы при Бакиеве.
Всю кампанию «Ата-Журт» вела чуть ли не на грани фола, допуская резкие националистические высказывания. Буквально накануне выборов ее офис в Бишкеке подвергся разгрому, когда по телевидению показали высказывания одного из ее лидеров на митинге, проходившем на Юге, где он фактически оправдывал бывшего президента. В ответ родственники погибших в апреле ворвались в штаб-квартиру партии. Вплоть до сентября подвергался судебным преследованиям Нариман Тюлев — относительно популярный бывший глава Бишкека.
Успех «Ата-Журт» говорит сразу о нескольких вещах. Во-первых, о консолидации Юга, который боится оказаться в маргинальном положении в нынешней ситуации. Во-вторых, о быстро упавшей популярности победителей апрельской революции. В-третьих, о клановой сплоченности киргизской элиты.
Конечно «атажуртовцы» — это не люди Бакиева в самом прямом смысле слова. Тот же Абдылдаев в свое время ушел от бывшего президента со скандалом. Скорее, это люди, имеющие или имевшие с Бакиевым и его кланом общие интересы.
Тут стоит напомнить, что в списках всех ведущих партий на первых позициях находились люди, так или иначе сотрудничавшие с Бакиевым. В той же СДПК — партии Розы Отунбаевой — состоит лидером Алмазбек Атамбаев, работавший премьером в бакиевские времена. Лидер «Республики» Бабанов работал в 2009-м вице-премьером. Феликс Кулов тоже был премьером в нача
1fc8
ле бакиевского правления, а глава «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев занимал в то время должность спикера парламента. Более того, многие из кандидатов всех партий занимали высокие посты еще при Акаеве.
Так что главные различия между партиями — не идеологические, а клановые. Каждая партия представляет собой объединение людей вокруг конкретной фигуры или клана с общими экономическими интересами. Тот факт, что ни одна партия не набрала даже 9 % голосов, говорит о том, что в головах избирателей царит хаос и у них нет четких предпочтений. Сделать выбор из 29 партий им было нелегко. Также это говорит о том, что все политические силы довольно похожи друг на друга и не отражают интересов крупных групп населения.
К партиям, вышедшим из временного правительства первого состава, принадлежат СДПК и «Ата-Мекен», две другие партии членов этого правительства, а именно «Ак-Шумкар» Темира Сариева и БЭК Азимбека Бекназарова, не преодолели проходной барьер. В совокупности СДПК и «Ата-Мекен» не набирают половины голосов в парламенте. Таким образом, им придется либо уйти в оппозицию, либо договариваться с «третьей силой» — «Ар-Намыс» Феликса Кулова и (или) «Республикой» Омурбека Бабанова. Если им не удастся договориться, то объединяющей силой выступит оппозиционный «Ата-Журт».
О Феликсе Кулове в преддверии выборов часто говорили как о человеке, могущем возглавить правительство. В пользу этого говорило и то, что с ним единственным встретился Дмитрий Медведев. Даже получив лишь третий результат, он вполне может претендовать на премьерский пост при известных компромиссах. На стороне аксакала киргизской политики — огромный опыт, широкая известность. Против — относительная усталость от его имени, провальное наследие первого премьерства, когда Кулов не смог выстроить отношений ни с депутатами, ни с президентом.
Омурбек Бабанов — сравнительно молодой бизнесмен, поднявшийся на торговле нефтепродуктами, и ставший главным открытием прошедшей кампании. Он очень амбициозен, имеет небольшой опыт работы в правительстве, и также претендует на самые высокие посты. На руках у Кулова и Бабанова все козыри, и они могут вести беспроигрышную игру, тогда как СДПК и «Ата-Мекен» вынуждены будут торговаться и идти на всяческие уступки. Но не будем гадать о том, какая коалиция все-таки сложится в итоге, благо в ближайшие дни мы о ней узнаем. В любом случае это будет союз не идей и программ, а личностей и конкретных интересов.
Республика живет по новой конституции. Эта конституция далеко не идеальна. Хотя принято считать, что отныне Кыргызстан стал парламентской республикой, это неверно. Скорее, он представляет собой пример президентско-парламентской республики по образцу Франции, Польши или Литвы. А это очень опасно для стран с неустоявшейся политической системой, у которых нет традиций компромисса и взаимных уступок между партиями.
Полномочия президента в конституции обозначены весьма расплывчато. Временный президент Роза Отунбаева (она будет им до 2012 года), в случае затягивания переговоров о коалиции, или в случае сильных разногласий между партиями в последующее время, всегда может испытать соблазн вмешаться и начать свою игру. То же самое касается того президента, который будет избран на шесть лет в 2011 году.
Нет никакой уверенности в том, что нынешняя конституция республики не подвергнется переделу уже в следующем году. Ее нынешний текст носит сильный отпечаток той чрезвычайной обстановки, в которой она принималась. Это обусловило отчасти ее декларативность в ущерб конкретности, отчасти излишнюю детализацию прав оппозиции.
С уверенностью можно сказать, что в ближайшие полгода-год Кыргызстан ожидает продолжение повышенной политической активности. Скорее всего, некоторое успокоение наступит только после выборов президента в следующем году.