Выборы парламента Киргизии не обошлись без сенсации

В Мордовии при пожаре погибли женщина и трое детей
17.09.2016
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в Новом Уренгое совещание по Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года
17.09.2016

  Выборы парламента Киргизии не обошлись без сенсации

Выборы парламента Киргизии принесли сенсацию. Партии победителей апрельской революции в целом проиграли. Напротив, бенефициариями избирательной кампании оказались те, кто ассоциируется с «бывшими», либо оставались незаметными во время бурных событий весны-лета.

Итак, победителем стала партия «Ата-Журт» — 8,63 %, 28 мандатов. За ней идут СДПК — 8,08 %, 27 мандатов, «Ар-Намыс» — 7,4 %, 23 мандата, «Республика» — 7,08 %, 22 мандата, «Ата-Мекен» — 5,81 %, 20 мандатов. Все цифры приблизительные и могут немного измениться в ту или иную сторону. Примечательно, что никто не набрал и десяти процентов. Все партии идут с минимальным отрывом друг от друга.

«Ата-Журт» — партия «бывших», ее опора — Юг республики, где сильны пробакиевские настроения. Конечно, напрямую команда Бакиева в избирательные списки «Ата-Журт» не вошла. Но возьмем первые пять мест. Заглавным номером идет Мыктыбек Абдылдаев, бывший генеральный прокурор при Акаеве и руководитель администрации президента при Бакиеве. Вторым — Камчыбек Ташиев, глава МЧС тогда же, ставший известным благодаря фразе: «Если русские, узбеки или турки скажут, что они наравне с киргизами или выше их, — государство развалится». Третьим — Ахматбек Келдибеков, экс-председатель государственной налоговой службы, двоюродный брат Марата Султанова, министра финансов при Бакиеве. Пятым — Нариман Тюлев, мэр столицы при Бакиеве.

Всю кампанию «Ата-Журт» вела чуть ли не на грани фола, допуская резкие националистические высказывания. Буквально накануне выборов ее офис в Бишкеке подвергся разгрому, когда по телевидению показали высказывания одного из ее лидеров на митинге, проходившем на Юге, где он фактически оправдывал бывшего президента. В ответ родственники погибших в апреле ворвались в штаб-квартиру партии. Вплоть до сентября подвергался судебным преследованиям Нариман Тюлев — относительно популярный бывший глава Бишкека.

Успех «Ата-Журт» говорит сразу о нескольких вещах. Во-первых, о консолидации Юга, который боится оказаться в маргинальном положении в нынешней ситуации. Во-вторых, о быстро упавшей популярности победителей апрельской революции. В-третьих, о клановой сплоченности киргизской элиты.

Конечно «атажуртовцы» — это не люди Бакиева в самом прямом смысле слова. Тот же Абдылдаев в свое время ушел от бывшего президента со скандалом. Скорее, это люди, имеющие или имевшие с Бакиевым и его кланом общие интересы.

Тут стоит напомнить, что в списках всех ведущих партий на первых позициях находились люди, так или иначе сотрудничавшие с Бакиевым. В той же СДПК — партии Розы Отунбаевой — состоит лидером Алмазбек Атамбаев, работавший премьером в бакиевские времена. Лидер «Республики» Бабанов работал в 2009-м вице-премьером. Феликс Кулов тоже был премьером в нача
1fc8
ле бакиевского правления, а глава «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев занимал в то время должность спикера парламента. Более того, многие из кандидатов всех партий занимали высокие посты еще при Акаеве.

Так что главные различия между партиями — не идеологические, а клановые. Каждая партия представляет собой объединение людей вокруг конкретной фигуры или клана с общими экономическими интересами. Тот факт, что ни одна партия не набрала даже 9 % голосов, говорит о том, что в головах избирателей царит хаос и у них нет четких предпочтений. Сделать выбор из 29 партий им было нелегко. Также это говорит о том, что все политические силы довольно похожи друг на друга и не отражают интересов крупных групп населения.

К партиям, вышедшим из временного правительства первого состава, принадлежат СДПК и «Ата-Мекен», две другие партии членов этого правительства, а именно «Ак-Шумкар» Темира Сариева и БЭК Азимбека Бекназарова, не преодолели проходной барьер. В совокупности СДПК и «Ата-Мекен» не набирают половины голосов в парламенте. Таким образом, им придется либо уйти в оппозицию, либо договариваться с «третьей силой» — «Ар-Намыс» Феликса Кулова и (или) «Республикой» Омурбека Бабанова. Если им не удастся договориться, то объединяющей силой выступит оппозиционный «Ата-Журт».

О Феликсе Кулове в преддверии выборов часто говорили как о человеке, могущем возглавить правительство. В пользу этого говорило и то, что с ним единственным встретился Дмитрий Медведев. Даже получив лишь третий результат, он вполне может претендовать на премьерский пост при известных компромиссах. На стороне аксакала киргизской политики — огромный опыт, широкая известность. Против — относительная усталость от его имени, провальное наследие первого премьерства, когда Кулов не смог выстроить отношений ни с депутатами, ни с президентом.

Омурбек Бабанов — сравнительно молодой бизнесмен, поднявшийся на торговле нефтепродуктами, и ставший главным открытием прошедшей кампании. Он очень амбициозен, имеет небольшой опыт работы в правительстве, и также претендует на самые высокие посты. На руках у Кулова и Бабанова все козыри, и они могут вести беспроигрышную игру, тогда как СДПК и «Ата-Мекен» вынуждены будут торговаться и идти на всяческие уступки. Но не будем гадать о том, какая коалиция все-таки сложится в итоге, благо в ближайшие дни мы о ней узнаем. В любом случае это будет союз не идей и программ, а личностей и конкретных интересов.

Республика живет по новой конституции. Эта конституция далеко не идеальна. Хотя принято считать, что отныне Кыргызстан стал парламентской республикой, это неверно. Скорее, он представляет собой пример президентско-парламентской республики по образцу Франции, Польши или Литвы. А это очень опасно для стран с неустоявшейся политической системой, у которых нет традиций компромисса и взаимных уступок между партиями.

Полномочия президента в конституции обозначены весьма расплывчато. Временный президент Роза Отунбаева (она будет им до 2012 года), в случае затягивания переговоров о коалиции, или в случае сильных разногласий между партиями в последующее время, всегда может испытать соблазн вмешаться и начать свою игру. То же самое касается того президента, который будет избран на шесть лет в 2011 году.

Нет никакой уверенности в том, что нынешняя конституция республики не подвергнется переделу уже в следующем году. Ее нынешний текст носит сильный отпечаток той чрезвычайной обстановки, в которой она принималась. Это обусловило отчасти ее декларативность в ущерб конкретности, отчасти излишнюю детализацию прав оппозиции.

С уверенностью можно сказать, что в ближайшие полгода-год Кыргызстан ожидает продолжение повышенной политической активности. Скорее всего, некоторое успокоение наступит только после выборов президента в следующем году.