«В заявлениях политиков запуск в аверсном режиме нефтепровода «Одесса-Броды» выглядит просто прекрасно. Однако, здесь скромно умалчиваются два момента», — заявил 12 октября корреспонденту ИА REGNUM Новости заведующий сектором инновационной политики ИМЭМО РАН Иван Данилин .
Напомним, 12 октября министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что в конце ноября Белоруссия и Украина произведут пробную транспортировку 80 тыс т венесуэльской нефти из Одесского порта на Мозырский НПЗ по нефтепроводу «Одесса-Броды», который будет запущен в аверсе, при использовании одной из веток нефтепровода «Дружба».
По словам Данилина, он специально связался с представителями компании ТНК BP, которая использует нефтепровод «Одесса-Броды» в настоящий момент. «Я просто поинтересовался, достигнута ли с ними какая-либо договорённость по этому поводу. Так вот, создаётся ощущение, что их, как обладателей контракта на использование нефтепровода, спросить об этом просто забыли«, — сообщил Данилин.
«Что же касается использования нефтепровода «Дружба», то по нему, вообще-то, сейчас качается российская нефть. Ветка, которую могут использовать Украина и Белоруссия, недозаполнена, и, теоретически, поток нефти по ней можно перенаправить. Однако никаких соответствующих договорённостей с Россией у Минска и Киева, вообще-то, тоже нет«, — отметил эксперт.
«Собственно, здесь возникает два вопроса: как быть с ТНК BP и как быть с российской нефтью, которая сейчас течёт по «Дружбе». Ответа на эти вопросы я пока нигде не услышал и не увидел», — заявил Данилин.
«Чисто теоретически, Украина и Белоруссия могут использовать здесь какие-то хитрые схемы. Но тут всё равно остаются большие сомнения по поводу тех же самых хозяйствующих субъектов — РФ и ТНК BP. Разгрузка и перезапуск «Одесса-Броды» потребует выплату компенсаций ТНК BP, также придётся договариваться о компенсациях России по «Дружбе», которых, как я понимаю, нет и не будет. То есть, здесь возникают очень большие вопросы со всех точек зрения — и с технической, и с экономической, и с сугубо договорной. Поэтому сейчас нефть и перевозят по железной дороге, так как достичь этих договорённостей очень сложно», — подвёл итог Иван Данилин.