Завышенные цены, мнимая убыточность, уход от налогов, «откаты», «отмывание» денег… По идее, за экономическими преступниками должна «охотиться» Федеральная антимонопольная служба, а то и прокуратура. Но одно дело – теория, и совсем другое – практика. А на практике зачастую отстаивать интересы своих избирателей приходится народным избранникам. Созданная этим летом думская комиссия по работе с госкорпорациями может стать неплохим примером парламентского контроля за естественными монополиями.
Правильное название у этой структуры гораздо длиннее: «Комиссия по законодательному обеспечению деятельности субъектов естественных монополий, госкорпораций, а также компаний с государственным участием». Но с момента ее создания за ней закрепилось сокращенное: «комиссия по борьбе с произволом госкомпаний». Работает она уже почти четыре месяца, так что можно подвести первые итоги ее деятельности.
Про таких гигантов, как «Газпром» или «РЖД», знают все, и у многих граждан есть к ним претензии. Однако один из идеологов думской комиссии депутат Владимир Мединский уверен, что начинать контрольную деятельность лучше с тех госкомпаний, которые находятся «в тени».
Вот, к примеру, существует такая малоизвестная организация, как ФГУП «ФТ-центр». В ее владении находится почти 3,5 тыс. объектов недвижимости общей площадью 2,4 млн кв. метров, которые сдаются в аренду частным структурам. Причем объекты эти расположены преимущественно в центре Москвы и других крупных городов. По логике, доходность такого ФГУП должна быть весьма приличной, однако по документам за 2009 год значится убыток в 426 млн рублей, причем за 2007 – 2009 годы убыточность выросла на 44%.
По самым скромным оценкам экспертного совета комиссии, прибыльность организации с такими активами должна составлять никак не менее 400 млн рублей в год. Это если сдавать в аренду 50% площадей по средней цене 4000 рублей за 1 кв. метр в год. Но если учесть востребованность помещений в центре городов-миллионников, то доходность должна быть в разы выше. Подозрение вызвало и резкое снижение стоимости основных средств «ФТ-центра» за период с января по март 2010 года – на 42%, с 9,5 до 5,5 млрд рублей. Скорее всего, предполагают депутаты, реальная арендная плата сильно отличается от номинальной, а активы потихоньку уходят в частные руки.
Внимание комиссии привлек и некий «Центр единых научно-технических разработок», тоже ФГУП. Когда депутаты послали запрос о предоставлении результатов его финансовой деятельности, письма вернулись обратно: по юридическому адр
1846
есу такое предприятие отсутствовало. Затем решили пробить госкомпанию по реестру Федеральной налоговой службы. Выяснилось, что под регистрационным номером, кодом постановки на учет и номером налогоплательщика этого ФГУП существует еще одна организация: Центр социологических исследований при Министерстве науки, высшей школы и технической политики РФ. Что кроется за этим «дуализмом», пока не ясно. Но комиссия уже направила запрос в Генпрокуратуру, чтобы та провела расследование деятельности и «Центра единых научно-технических разработок», и упомянутого «ФТ-центра».
Помимо точечных расследований члены комиссии, как и полагается депутатам, выступают с законодательными инициативами. Так, в течение осенней сессии Госдумы планируется подготовить проект федерального закона о создании системы управления госимуществом. Уже известен и план текущей работы на ноябрь: внимание комиссии привлекли на этот раз ВТБ, «Интер РАО ЕЭС», а также Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Насущных проблем с госкомпаниями действительно хватает: авиабилеты в России почему-то дороже европейских, система ценообразования бензина непрозрачна, нефтяные корпорации игнорируют требования ФАС… Насколько будет эффективным парламентский контроль, покажут результаты первых проверок Генпрокуратуры, инициированных депутатами. Во всяком случае запросы из Госдумы куда сложнее проигнорировать, чем обращения рядовых граждан.
Владимир Мединский считает, что вся российская система госкорпораций «предельно неэффективна»: «Когда государство начинает заниматься бизнесом, это выходит слишком дорого. Несмотря на мнимую убыточность госкомпаний, их руководство продолжает ездить на бронированных лимузинах. И все эти удовольствия – за счет налогоплательщиков. Нужно разрушить монополии, хотя это и весьма трудная задача».