Экс-префект Северного административного округа столицы Олег Митволь считает, что 40% чиновников города нужно сократить как избыточных. В интервью «Труду» он назвал и другие болезни структуры управления Москвой.
— Олег Львович, вы полтора года работали префектом САО, знаете структуру управления Москвой изнутри. Какие у нее слабые места?
— У города тяжелая структура управления. Отсутствует обратная связь c населением. Работа многих органов власти города стопроцентно непрозрачна. Известна такая схема, как перекат эффективности.
— Например?
— У нас есть городской департамент капитального ремонта и управление капитального ремонта в каждой префектуре. Но при этом существуют и государственные учреждения, которые занимаются капитальным ремонтом. И у семи нянек дитя без глаза, как говорится. То же самое касается департаментов ЖКХ — есть еще управление ЖКХ и предприятия, которые этим занимаются. То есть тройное дублирование.
— Получается, что есть дополнительные затраты на ненужных сотрудников?
— Конечно! Представьте: в каждом департаменте семь замов. У префекта семь замов. Везде два первых и два обычных. У меня, правда, было заполнено только пять вакансий, и то понимал, что можно было подсократить. По большому счету, замов нужно три-четыре, не больше.
— Какие отрицательные последствия такой системы?
— Это в первую очередь рост коррупционных возможностей, потому что вам приходится обходить несколько департаментов. Если вы компания и хотите участвовать в тендере и у вас один конкурс по федеральному закону № 94, вам все ясно. А если у вас один конкурс и плюс еще в двух местах надо вопрос согласовать — здесь открывается табакерка.
— Условно говоря, в большее количество кабинетов нужно нести борзых щенков…
— Необходимо сделать максимально прозрачной систему выбора подрядчика и так далее. Представьте себе сложную цепочку: департамент капитального ремонта занимается работой, департамент госзаказа проводит конкурс по тому же проекту, а управление капитального ремонта префектуры осуществляет рабочий контроль этого самого вопроса. К тому же и ГУП капитального ремонта соответствующего округа занимается этой работой. В данном виде функции утроены, и ответственность размазывается. Поэтому, когда спрашивают: «А кто вот это все сделал?», возникает вопрос: всех трясти, не всех трясти. Получается, что ответственного нет.
— А в чем еще проявляется слабость системы управления Москвой?
— Громоздкая и сложно управляемая структура. Вы, допустим, департамент здравоохранения, а над вами — три начальника одновременно. С префектуры спрашивают за развитие здравоохранения в округе, за ремонт медицинских учреждений, но при этом мы не осуще
1654
ствляем кадровые вопросы, не решаем бюджетные вопросы, мы не можем видеть эффективность расходования средств. Спрашивают у одних, а занимаются этим другие.
— Из ваших слов выходит, что в столице много лишних чиновников. Сколько, по вашей оценке, из них можно безболезненно сократить?
— Можно уволить более 30% чиновников, но, скорее всего, можно и все 40%. Я надеюсь, что в данной ситуации будет серьезная инфраструктурная модернизация, что должно сказаться на принятии решений, а также на удобстве для москвичей и возможности дополнительного занятия бизнесом.
— Новый мэр будет решать эти проблемы или все останется по-прежнему?
— Надеюсь, что будет. В моем понимании, фаворитов списка два — Сергей Собянин и Игорь Левитин. У Собянина, например, есть главное — опыт руководства крупным регионом, кстати, по бюджету сопоставимым с Москвой, в северных условиях. Это очень важный опыт. И, кстати, опыт политический, потому что он выбирался на свой пост. Я считаю, что все четверо могут работать на благо москвичей. Новый мэр в любом случае будет решать все те вопросы, о которых я сказал.Резюме
Олег Митволь, экс-префект северного административного округа москвы
Родился в 1966 году в Москве.
Учился в Московском электротехническом институте связи.
Работал c 2004 по 2009 год замруководителя Росприроднадзора. До последнего времени — префект САО.