Ризван Гусейнов: Новая газовая стратегия Азербайджана:"волки сыты, овцы целы, пастуху — вечная память"

Президент Чили: спасать горняков без перерывов
17.09.2016
Чиновники префектуры СВАО Москвы занимаются мошенничествами: СКП
17.09.2016

12 октября в Баку прошла встреча заместителей министров иностранных дел и экспертов пяти прикаспийских государств по вопросам безопасности. На встрече стороны обсудили и провели объемную работу по подготовке проекта Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море.

Это Соглашение станет одним из ключевых вопросов предстоящего 18 ноября в Баку Саммита глав Прикаспийских стран: Азербайджана, России, Казахстана, Туркменистана и Ирана. На саммите также будет обсуждена выработка документа по определению правового статуса Каспия. Но в свете новых событий в сфере энерготранзита в регионе, вопрос определения правового статуса Каспия несколько теряет свою остроту и актуальность, поскольку со стороны Азербайджана уже вырабатывается формула регионального энерготранзитного сотрудничества, при которой нет необходимости затрагивать больную тему разделения дна и национальных секторов Каспийского моря между пятью государствами. Напомним, что фактически все эти годы не утихает спор между пятью странами из-за разделения дна и поверхности Каспийского моря. Страны пока не могут прийти к консенсусу по двум основным проблемам Каспийского сотрудничества. Первой проблемой являются спорные участки перспективных нефтегазовых месторождений между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном. Вторым спорным вопросом является несогласие некоторых прикаспийских стран на прокладку нефте- газопроводов по дну моря. Резонным доводом является высокая угроза экологической катастрофы во всем регионе в случае аварии на подводных трубопроводах. Однако немалую роль играет и конкуренция в энерготранзите, поскольку Иран и Россия не заинтересованы в том, чтобы в обход их территорий центральноазиатские углеводороды (из Туркменистана и Казахстана) по дну Каспия транзитом через Азербайджан выходили на рынки Европы.

При этом поставка сжатого газа танкерами из-за своей технологической трудоемкости считалась не конкурентной для трубопроводов. Однако в последние год-два капризность газового рынка, неоднократные срывы договоренностей по поставкам газа, принесшие большие убытки, доказали рентабельность танкерных поставок сжатого газа, который не зависит от спада цены и потребности на «голубое топливо». Отказ страны-покупателя или срыв поставок со стороны стран-посредников приводят к большим убыткам и потерям для стран-экспортеров. «Газовые войны» и срывы договоренностей о поставках газа по трубопроводам привели к тому, что значительно повысилась рентабельность танкерных поставок. Еще более привлекательными танкерные поставки сжатого газа сделало то, что технология этого процесса все более совершенствуется и приводит к снижению затрат на транспортировку.

Руководитель азербайджанского Центра нефтяных исследований, эксперт по нефтегазовому сектору Ильхам Шабан прокомментировал последствия этой «маленькой революции» для ра
289b
звития энерготранзитного сектора.

«Наиболее рентабельными являются танкерные поставки сжатого газа небольшими и средними партиями на расстояние 1-1,5 тыс.км. Для того, чтобы такой способ приносил высокую прибыл необходимо в год транспортировалось не менее 8-10 млрд. кубометров газа. В этом случае танкерная поставка по всем параметрам оказывается выгоднее газопроводной», — сказал эксперт.

«Танкерная поставка газа вызывает большой интерес у Туркменистана и Казахстана, тем более, что это не вызывает никаких проблем с экологией и с другими странами Каспия возникнуть не может. Судоходство на Каспии свободное и неразрешенность правового статуса тут не помеха для танкерных поставок сжатого газа. Что касается России, то она является крупнейшим экспортером газа и собирается довести объемы экспорта и транзита газа до 200 млрд. кубометров. При этом мощности российской инфраструктуры уже сейчас с трудом обеспечивают нынешний объем транзит газа и часто возникают проблемы с поставками газа из стран-партнеров Центральной Азии. Поэтому я думаю, что Россия только будет рада, если туркменский или казахский газ, небольшими объемами в 3-4 млрд. кубометров в год будет по Каспию, через Азербайджан, Грузию и Черное море поставляться на европейские рынки. Это позволит разгрузить российские газовые магистрали и говорить России на международной арене, что она не против альтернативных поставок газа в Европу», — подытожил Шабан.

Наблюдая за развитием ситуации в Каспийском регионе, можно заметить, что если ранее существовал только один альтернативный российским маршрутам путь в Юго-Восточную Европу — посредством маршрута Азербайджан-Грузия-Турция, то теперь в свете новых договоренностей между Азербайджаном, Грузией, Румынией и Болгарией, речь идет о новом маршруте по Черному морю в обход турецкой территории. Одной из причин, по которым Азербайджан начал поиск альтернативных турецким маршрутов поставки газа в Европу, стали трения между Баку и Анкарой относительно цены транзита азербайджанского газа по турецкой территории. В рамах плана по диверсификации поставок энергоресурсов на мировые рынки, Азербайджан прокладывает два дополнительных маршрута из Каспийского региона в Европу.

14 сентября в Баку Азербайджан, Грузия и Румыния подписали соглашение о создании совместного предприятия в рамках газотранспортного проекта AGRI (Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnector ). Соглашение было подписано между компанией SOCAR, Нефтегазовой корпорацией Грузии и румынской Romqaz. Проект предполагает транспортировку азербайджанского газа по газопроводам на черноморское побережье Грузии, где этот газ будет сжижаться на специальном терминале, после чего танкерами будет поставляться на терминал в румынском порту Константа. Далее сжиженный газ будет приводиться в состояние природного газа, и с использованием имеющейся на территории страны газовой инфраструктуры направляться на удовлетворение потребностей Румынии и других европейских стран.

Вторым альтернативным маршрутом поставок азербайджанского газа в Европу будет транспортировка его в Болгарию по территории Грузии, договоренность о чем была озвучена в Софии, где находился с деловым визитом премьер-министр Грузии Николоз Гилаури . Речь идет об использовании паромной переправы между Грузией и Болгарией по Черному морю, в рамках которой начнутся танкерные поставки сжиженного газа в Европу. С этой целью Болгария модернизирует инфраструктуру и создает новые сегменты необходимой транспортно-технологической системы на своей территории.

Если несколько лет назад, сжижение газа, поставка танкерами и последующее приведение его обратно в состояние природного газа считалось нерентабельным и дорогостоящим делом, то теперь в свете новых технологических разработок такой процесс нередко оказывается даже дешевле транспортировки по трубопроводам. Это доказала прошлая зима в Европе, когда поставленный танкерами газ иногда стоил на 30-35 % дешевле «голубого топлива» поставляемого по газопроводам. Поэтому совершенно не случайно, что Азербайджан решил уделить пристальное внимание этому способу транспортировки газа.

Азербайджан имеет современную инфраструктуру по сжижению и разжижению газа как на побережье Каспийского моря, так и на грузинском побережье Черного моря. В ближайшее время завершатся все работы по созданию этой инфраструктурной сети, которая на первом этапе позволит Азербайджану транспортировать свой газ в сжиженном виде через Грузию и Черное море в страны Европы. Но в перспективе есть возможность расширения инфраструктурных мощностей для поставок газа из стран Центральной Азии.

В этой связи заметен рост интереса Казахстана и Туркменистана к расширению транзита своих углеводородов в Европу посредством маршрута Азербайджан-Грузия. Напомним, что к тому же расширение транспортировки сжиженного газа на Каспии позволяет обойти спорную тему правового статуса Каспийского моря, которая не позволяет все эти годы осуществлять проекты поставок газа по трубопроводам. Но теперь, когда видна рентабельность поставок сжиженного газа, вопрос нерешенности правового статуса Каспия перестал быть помехой для транспортировки голубого топлива из Азии в Европу через Азербайджан, Грузию и Черное море. Связующим звеном и логистическим центром этого маршрута является Азербайджан, который намерен добыть в 2011-2014 годах 223 миллиона тонн нефти и120 миллиардов кубометров газа. Эти цифры озвучил министр экономического развития Азербайджана Шахин Мустафаев на пленарном заседании Милли Меджлиса, посвященном обсуждению проекта закона о государственном бюджете страны на 2011 год.

То есть, Азербайджан не задевая интересы таких крупных поставщиков газа, как Россия и Иран, намерен расширить транзит азербайджанского, а в перспективе и центрально-азиатского газа на европейские и мировые рынки. Практичность и прибыльность этой новой газотранспортной стратегии Азербайджана — налицо, и ее как нельзя лучше характеризует перефразированная поговорка о том, что: «и волки сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память».