Товарищи командиры берут "на лапу" все охотней

Медведев встретился с рокерами в кафе
17.09.2016
Латвийская контрразведка: Беспокойство Le Monde не имеет оснований
17.09.2016

  Товарищи командиры берут "на лапу" все охотней

Недавно жители поселка Кряж Самарской области были шокированы листовками, которые появились на улицах. В них группа не пожелавших назвать себя офицеров расквартированной в тех краях 23-й отдельной гвардейской казачьей дважды ордена Красного Знамени, ордена Ленина, ордена Суворова мотострелковой бригады Приволжско-Уральского военного округа (ПУрВО) умоляла защитить их от денежных поборов… со стороны командования.

По утверждению авторов, система добровольно-принудительного сбора денег в бригаде создана давно и действует без сбоев.

В частности, в листовках утверждалось, что в указанную воинскую часть еще в конце 2009 года поступили 59 миллионов рублей для ежеквартальной выплаты лучшим офицерам. Таковых в 23-й бригаде набралось около полутысячи. Деньги в соответствии с приказом министра обороны РФ Анатолия Сердюкова № 115 от 28 марта 2009 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала ВС РФ» предназначались для ежеквартальных стимулирующих выплат «за добросовестное выполнение служебных задач и повышенные показатели боевой подготовки». На брата выходило от 40 до 140 тысяч рублей в зависимости от должности. Но, жаловались авторы листовок, отцы-командиры всякий раз отбирают у них часть этих сумм. Причем, подход исключительно индивидуальный. С кого-то берут по 10 тысяч рублей, а с кого-то всемеро больше. Всего с каждого батальона «наверх» уходит свыше 250 тысяч рублей.

Столь необычный призыв анонимных гвардейцев о помощи к властям и местному населению выглядит так нелепо, что его можно было бы принять за провокацию со стороны не стесняющихся в выборе средств противников министра обороны Сердюкова. Но проверка, экстренно организованная военной прокуратурой Приволжско-Уральского военного округа сразу в нескольких гарнизонах, установила: авторы обращения не врут, злоупотребления командиров действительно имеют место, причем не только в 23-й гвардейской бригаде.

Так, в воинской части, дислоцированной в поселке Рощинский, прямо-таки распоясался исполняющий обязанности командира подполковник Тельман Алимагомедов. Как установили военные прокуроры, только из семи подчиненных ему офицеров ушлому подполковнику удалось выколотить более миллиона рублей. Не столь нагло, но тоже успешно грабил своих офицеров командир отдельной роты, квартирующей в Ульяновской области. Он тоже собирал деньги с командиров взводов. Однако не просто так, а, якобы, на ремонт некстати сломавшегося автокрана. Досталось ли хоть что-нибудь автокрану будут выяснять следователи.

Представитель прокуратуры Сергей Шипирко рассказал корреспонденту «СП», что материалы прокурорской про
191e
верки уже переданы в военно-следственное управление ПУрВО. А обескураженный случившимся штаб 2-й общевойсковой армии, расположенный в Самаре, решил провести в подведомственных полках и дивизиях поголовное анонимное анкетирование офицерского состава, чтобы выяснить масштабы бедствия.

Что касается Министерства обороны России, там вряд ли сильно удивлены выявленными на Урале и в Поволжье фактами массовых командирских злоупотреблений. Дело в том, донесения о такого рода злодеяниях на Арбат идут пачками со всех концов страны. Причем с 2008 года, когда против разного рода военачальников было возбуждено сразу на треть больше уголовных дел, чем в предшествующем году. А в 2009-м эта бьющая наповал статистика выросла еще на четверть. И это при продолжающемся резком сокращении численности офицерского состава — с 300 до 150 тысяч человек!

Как заявил заместитель председателя Следственного комитета РФ — руководитель военного следственного управления генерал-лейтенант Александр Сорочкин, «анализ преступлений в Вооруженных силах показывает, что практически каждое четвертое из них совершили офицеры». Причем, по сведениям Сорочкина, сразу вдвое выросло число преступлений коррупционной направленности, впятеро — количество служебных подлогов. Все это вместе взятое многим специалистам позволяет утверждать, что моральное разложение офицерского корпуса России принимает все более угрожающий характер.

Причин для столь вопиющей статистики множество. Думается, недалек от истины бывший председатель Комиссии по делам военнослужащих Общественной палаты Александр Каньшин: «Многие офицеры, которым было объявлено, что они будут отправлены в отставку, просто решили хапнуть от армии на всю оставшуюся жизнь».

Впрочем, нельзя не отметить и вот еще что. В последние несколько лет в Минобороны принят ряд решений, которые сплоченности и моральному здоровью офицерского корпуса, как минимум, не способствуют. Речь об упомянутом приказе Анатолия Сердюкова № 115 и предшествующем ему приказе № 400. Этими документами введены невиданные доселе меры денежного стимулирования в войсках.