В условиях, когда современные средства массовой коммуникации оказывают все большее (и зачастую – откровенно негативное) влияние на духовно-нравственную атмосферу в обществе, Русская православная церковь не может занимать пассивную позицию с точки зрения своего информационного присутствия в медиапространстве.
Этот тезис стал лейтмотивом сегодняшнего общения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Как передает РИА «Новости», предстоятель РПЦ благословил открытие на видеоресурсе YouTube официального видеоканала Русской православной церкви и выразил уверенность, что этот новый проект призван приблизить Слово Божие к жизни современной молодежи.
По словам патриарха, он будет рад, если новые зрители церковного канала «почувствуют интерес к жизни Церкви». «YouТube – это заметное явление в современной культурной жизни. Сотни миллионов людей пользуются этой системой для того, чтобы получать информацию через Интернет, через свои персональные компьютеры. И очень важно, что именно в этой системе сейчас появляется церковное представительство», – отметил он. Патриарх подчеркнул, что главная цель проекта – «приблизить к жизни современного, особенно молодого человека Слово Божие, Божественную мудрость, Божественный закон, который является законом жизни».
Как сообщил агентству глава Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда, даже за три месяца, в течение которых канал работал «в закрытом режиме» (т. е. еще не был широко анонсирован), на сайте YouТube было зарегистрировано более 150 000 его просмотров.
В ходе состоявшейся конференции, приуроченной к открытию фестиваля православных СМИ, Патриарх Кирилл ответил на вопросы журналистов и участников фестиваля. По словам главы РПЦ, если разномыслие исчезает, то общество перестает быть человеческим обществом. «Значит, – заявил предстоятель РПЦ, – либо оно жестко регулируется, управляется, либо подавляются человеческие свободы. И поэтому в Церкви никогда не подавлялось разномыслие». «Церковь вела борьбу с расколами, которые разрушают церковное единство, но никогда не входила в те вопросы, решение которых зависит от людей, их взглядов на жизнь, убеждений, от их мироощущения», – подчеркнул Патриарх Кирилл.
Отвечая на вопрос о возможности проповеди на рок-концертах, он заметил, что каждый служитель Церкви волен в своем выборе. «У Церкви нет никаких приказов типа «пожалуйста, все с завтрашнего дня идите на рок-концерты», или «не ходите туда». Такого никогда не будет», – пояснил па
231e
триарх.
В то же время глава РПЦ обратил внимание присутствующих на то, что любая миссия по своей природе сопряжена с риском, т. к. предполагает вхождение в иную культуру. «Те же риски были у Кирилла и Мефодия, князя Владимира, апостола Павла. Если другая культурная среда должна вас понять, то вы должны стать для нее понятным», – сказал патриарх. В такой ситуации очень важно не переступать тончайшую грань, отделяющую проповедь от соблазна перейти к апологии той среды, в которой она произносится.
«Миссия на рок-концерте не означает для священника признание этой культуры лично для него», – подчеркнул патриарх и поделился личным опытом подобного миссионерства, рассказав, что ему приходилось два раза выступать на рок-концертах. «Я понял две вещи – что ни о какой проповеди там речи быть не может, потому что «разогретая» публика никакой логики повествования не уловит. Улавливается только логика ритма и шума. Значит, в такой среде вы можете говорить только лозунгами, говорить 1–2 минуты», – дал практический совет глава РПЦ.
Как передает Интерфакс, Патриарх Кирилл привел статистические данные, согласно которым в ближайшие 20 лет число постоянных прихожан РПЦ в России может возрасти до 40 млн человек. «Есть еще такие статистические прогнозы, что в течение 20 лет в нашей стране, если так будет развиваться дело, как сейчас, должно быть 40 млн постоянных прихожан, т. е. воцерковленных людей», – отметил он на пресс-конференции, однако призвал священнослужителей не ориентироваться на цифры и продолжать «делать свое дело». По его словам, в последние годы происходит заметное омоложение паствы Русской церкви. Если раньше, в годы своего иподиаконского служения (т. е. в 1960-е), он насчитывал не более 4–5 молодых людей среди прихожан, посещающих службу в праздничный день, то сейчас ситуация кардинальным образом изменилась.
Основные тезисы, озвученные патриархом в ходе его выступления на пресс-конференции в рамках фестиваля православных СМИ, оценивает глава духовно-просветительского общества «Радонеж» Евгений Никифоров:
– Безусловно, Церковь должна осваивать новые каналы обращения к аудитории, особенно молодежной. Впрочем, так всегда происходило в истории. Могу сказать, что сайт общества «Радонеж» был одним из первых православных сайтов, появившихся в России. Так что я всегда считал, что это важно.
Церковь обращена к тем, кто ищет и испытывает потребность в знаниях и духовном опыте. Такие люди интересуются не только тем, как правильно надевать платочки, или какой длины носить юбку, а прежде всего содержанием. Потому что христианство – это в первую очередь книжная культура. А в наше время мы в социальном смысле повторяем период раннего христианства, когда Церковь была культурой городской интеллигенции. А интеллигенция, естественно, сидит в YouТube и Интернете. Соответственно, с ней и нужно общаться посредством такого вида коммуникации. Это – не какая-то экзотика или нарочитый прорыв в сферу высоких технологий, а вполне адекватный ответ на вызов времени. Люди Церкви сегодня должны активно использовать современные коммуникации. Это – естественное развитие.
Что касается нетрадиционных форм миссионерской миссии, то я полностью разделяю позицию предстоятеля РПЦ, и не потому, что он – мой начальник. В Церкви вообще нет другого начальства, кроме духовного авторитета. Святейший Патриарх сформулировал эту проблему очень деликатно и тонко. У проповедника должно быть чувство аудитории. Если этого не будет, а будет нарочитая разнарядка «давайте все ходить на рок-концерты», то ничего хорошего не получится. Потому что если вы не чувствуете эту аудиторию, то вы не сможете правильно донести свой посыл, не подстраиваясь под нее.
Прессы не может быть вообще для всех скопом. Журналисты должны знать свою аудиторию. И здесь – то же самое. Людей, которые могут грамотно проповедовать в многотысячных аудиториях, буквально единицы. И дай Бог им достойно нести свою миссию! Потому что здесь – совершенно иная ответственность, чем если ты проповедуешь для людей, изначально подготовленных к восприятию православных идей, потому что в случае неудачи ты можешь не привести к Христу эту толпу, а профанировать христианство. Если священник приходит и благословляет рокеров, а потом они бесчинствуют, понимая благословление как индульгенцию на безобразное поведение, – значит, он не справился со своей миссией.